Летопись МИФИ

кладезь чистой правды

16 января
— отличный повод выпить. Ведь сегодня:
День свободы вероисповедания в США
выпито 3250 грамм

Как быстро
вы печатаете?
→ Пройти тест
→ Рейтинг
1. I'am Legend (646%)
2. Берял (640%)
3. Бикчураев Р... (636%)
Участвовали: 169926
Подпишись по RSS
Читать в Яндекс.Ленте
Рассылка на E-mail

rss2email
Архив
2009 [55]
2008 [179]
2007 [66]
2006 [24]
2005 [38]
2004 [27]
2003 [57]
2002 [5]

Рейтинг блогов
Вступить в клуб читателей

Рейтинг@Mail.ru

Add to Technorati Favorites
web counter
я тебя вижу

рейтинг страниц
поисковые запросы
<<позже [0] раньше>> 
Lexxus, 8 июня 2009 

Результаты ЕГЭ по русскому языку

 
Официальный сайт ЕГЭ, новость за позавчера, «Утверждено минимальное количество баллов единого государственного экзамена по русскому языку»:

В соответствии с (кучей всяких бумажек), установить минимальное количество баллов единого государственного экзамена по русскому языку, подтверждающее освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2009 году, — 37 баллов.

Тот же сайт днем раньше клянется и божится:

Свои результаты основная часть выпускников сможет узнать уже через 1-2 дня после объявления Рособрнадзором минимальных баллов по предмету.

В регионах с труднодоступными и отдаленными территориями сроки объявления результатов будут чуть больше.

Если объявление результатов задерживается, за разъяснениями нужно обращаться в местный орган управления образованием.

И правда, московские выпускники уже могут узнать свои результаты по русскому языку на сайте МИОО. Сайт от наплыва посетителей безбожно тормозит: по всему видать, у них там нет таких выдающихся сисадминов, как Хамелеон, и таких замечательных программистов как я.

К сведению выпускников из других регионов.
Специфика обработки результатов ЕГЭ такова, что для всех выпускников любого региона они вычисляются одновременно. Поэтому, раз для Москвы они уже появились, значит, и в других городах и весях время их появления уже определяется только скоростями каналов передачи данных (поделенными на коэффициент тормознутости местных органов управления образованием, ага).

Историческая справка.
В прошлом году 37 тестовых баллов по русскому языку равнялось 15 первичным баллам. Этот рубеж не смогли преодолеть 7.18% выпускников (75769 человек).
Lexxus, 4 мая 2009 

Статистическая география

 
О, сколько нам открытий чудных
Готовит неученья тьма!

Я

На прошлой неделе в рамках нашей непостоянной рубрики «Неизведанная страна» мы начали фундаментальное исследование с целью выявления реального месторасположения на карте России Москвы, Санкт-Петербурга и Владивостока.

За прошедшие без малого пять дней в эксперименте поучаствовало около 200 исследователей, каждому из которых предлагалось выдвинуть свои гипотезы о расположении вышеназванных населенных пунктов.

Сбор данных продолжается, но уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что с молчаливого согласия (а может быть, и по прямому распоряжению) Российской академии наук нас всех обманывают. И обман этот начинается с самых первых уроков географии в школе.

Так, например, большинство исследователей (порядка 75%) склоняются к тому, что Москва находится отнюдь не в Московской области. Более того, около половины опрошенных полагают, что она вообще располагается за пределами Центрального федерального округа (см. рис.1).

Москва на карте России

Достаточно большая группа респондентов (около 5%) сходится во мнении, что столица нашей страны на самом деле затерялась где-то на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, а самые смелые предположения относят ее еще дальше на восток, в Якутию.

Еще более шокирующие результаты получены по Питеру. Подавляющее большинство исследователей (более 90%) опровергают расхожее мнение, что северная столица находится на берегу Финского залива. В целом, можно с большой уверенностью утверждать, что Санкт-Петербург вообще находится в глубине материка, не гранича с каким-либо морем (см. рис.2).

Санкт-Петербург на карте России

При определении местонахождения Владивостока большинство опрошенных соглашаются с официальной версией: по всей видимости, город все же находится на тихоокеанском побережье России. Однако лишь 29 исследователей (около 15%) склонны соглашаться с атласами и учебниками, располагая его на самом юго-востоке нашей Родины, в Приморском крае (см. рис.3).

Владивосток на карте России

Немало нашлось сторонников интересной версии, что Владивосток — это на самом деле просто второе название то ли Петропавловска-Камчатского, то ли Анадыри.

Это наша Russia, держава наша... :/
Lexxus, 26 января 2009 

Олимпиада по наноэлектронике

 
...или Как лысому расческа.

15 февраля 2009 года в МИФИ впервые состоится олимпиада школьников «Наноэлектроника», гласит новость на МИФИст.ру, присланная тут давеча Валерием Алексеевичем Лапшинским.

Российский национальный метод сотворения нанотехнологий (приставление магического буквосочетания «нано» к каждому второму слову в речи и на письме) стремительно внедряется во всех областях науки и техники. Добрался он и до МИФИческих олимпиад для несчастных школьников.

Особенно радует фраза в новости:

Задачи для участников придумали преподаватели кафедры «Микро- и наноэлектроники» МИФИ.

Не составили, не разработали, а вот так вот — придумали. Хорошо, что не «выдумали» (хотя, как потом выяснилось, это было бы самое точное). Ну, поглядим, чего они там напридумывали по наноэлектронике для одиннадцатиклассников:

Какова электрическая емкость островка металла (такие структуры иногда называют квантовыми точками), имеющий сферическую форму с радиусом R0 = 1 нанометр. Считать, что кусочек металла и находится в среде с диэлектрической проницаемостью 1. Сравнить электрическую емкость такой наночастицы с емкостью земного шара.
[...]
Оценить предельное расстояние, на котором снайпер, вооруженный инфракрасным прицелом с фотоприемным устройством на основе наногетероструктур...
[...]
Однослойная углеродная нанотрубка под действием гидростатического давления...

Вот я читал это и думал: что-то мне это все напоминает... Что-то такое из детства.
Ну, конечно! Григорий Остер, задачник «Ненаглядное пособие по математике»:

Мряка и Бряка нашли чалочку, длина которой 9 тягусиков. Мряка отгрызла себе 4 тягусика, а остальное отдала Бряке. Вырази длину доставшейся Бряке части чалочки в длиниках, имея в виду, что длина каждого тягусика 7 длиников.

Клюша наклюсюкал 256 парфусиков, а Плюша наплюфукал в 3 раза больше парфусиков, да еще и отнял у Клюши половину его парфусиков. Сколько парфусиков у Плюши?

Как лысому расческа

Берем, значит, обычные задачки, вставляем туда побольше непонятных слов и — вуаля! — обычный физический тур «Росатома» превращается... превращается... в элегантную олимпиаду по наноэлектронике.

Я, кажется, понял, как преподавать нанотехнологии в школе. А хоть бы и первоклашкам:

С помощью электронно-зондового микроскопа Коля насчитал внутри углеродной нанотрубки 11 наночастиц, а Петя в той же нанотрубке — 18. Сколько наночастиц не заметил Коля в нанотрубке, если известно, что Петя нашел их все?

Только вот поможет это им, как лысому расческа...
Lexxus, 20 января 2009 

Культура пития

 
12 января 2008 года я воткнул в интерфейс сайта «Летопись МИФИ 1.0» информационно-развлекательный блок «Отличный повод выпить».

Каждый день на любой странице сайта nx.virtlab.ru отображался как минимум один достойный повод поднять виртуальную (или не очень) рюмку чая. Всего же в год этих поводов было ровно 999. Прошел год, и настало время подвести итоги.

  • Всего выпито 196 виртуальных литров (3917 раз по 50 виртуальных грамм).
  • Десятка самых достойных поводов выпить выглядит следующим образом:
    1. Годовщина учреждения Российской академии наук (11 октября) — 40 литров;
    2. День памяти жертв геноцида во Второй мировой войне (24 января) — 10.15 литра;
    3. День посадки деревьев (5 апреля) — 6.9 литра;
    4. День кино России (27 августа) — 6.6 литра;
    5. День революции в Панаме (11 октября) — 3.95 литра;
    6. День специалиста по ядерному обеспечению (4 сентября) — 3.65 литра;
    7. Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма (9 ноября) — 2.25 литра;
    8. День студентов (Татьянин день) (25 января) — 1.7 литра;
    9. День защитников Родины в Узбекистане (14 января) — 1.6 литра;
    10. День свободы вероисповедания в США (16 января) —1.53 литра;
Не то чтобы я в этом всем видел какой-то глубокий смысл, но вроде обещал подвести итоги, ток что вот, подвел.
Lexxus, 14 января 2009 

Староновогодняя заумь

 
Сегодня первый день нового года по «старому стилю», или, точнее, по юлианскому календарю. В прочем, это и так всем известно.

Пожалуй, найдутся и те, кто вспомнит, что юлианский календарь был разработан группировкой александрийских астрономов под предводительством некоего Созигена в первом веке до н.э. и введен тогдашним мегабоссом Юлием по кличке Цезарь в 45 году до Рождества Христова. В этом самом календаре все просто — если номер года делится без остатка на 4, то в нем 366 дней, в противном случае — 365. Итого в среднем за четырехлетний цикл юлианский год равен 365.25 суток.

Все бы ничего, но средний тропический год (период, в течение которого наблюдаемый центр солнечного диска совершает полный круг относительно эклиптики и земного экватора) длится 365.24219 земных суток, и с каждым юлианским годом набегает разница аж примерно в 11 минут.

Накопившаяся к концу XVI века разница между календарем и наблюдаемой действительностью в конец взбесила папу Григория XIII, который поручил разобраться с беспределом товарищам Христофору Клавиусу и Алоизию Лилию. Они там между собой посовещались и решили, что 366 дней теперь будет содержать год, номер которого делится без остатка на 400, или же делится без остатка на 4, но при этом не делится на 100.

То есть за 400-летний цикл теперь стало не 100 високосных лет, а 97, и средняя продолжительность года в новом календаре стала ровно 365.2425 суток. Это, конечно, примерно на 27 секунд больше, чем хотелось бы, но все же гораздо точнее — ошибка в один день набегает уже за целых 3226 лет, а там, глядишь, еще что-нибудь придумают.

4 октября 1582 года григорианский календарь вступил в свои законные права в католическим мире, и вслед за этим днем сразу наступило 15 октября — десять дней выкинули засчет накопившихся «юлианских» ошибок. (Вот, кстати, я нифига в этом месте не понимаю. За 16 столетий с момента введения юлианского календаря, нетрудно посчитать, набралось совсем даже не 10, а более 12 суток разницы с астрономической действительностью. Впрочем, им там, наверное, виднее было.)

Между тем, вцепившаяся зубами за юлианский календарь матушка Россия продолжала все больше отставать от прогрессивного человечества вплоть до 1918 года, когда декретом Совнаркома был введен григорианский календарь: за 31 января сразу наступило 14 февраля, день Великой Октябрьской Социалистической революции стали праздновать в ноябре, а в народе утвердился Старый Новый год.

Постскриптум для оптимистов. Кстати, начиная с 2101 года мы с вами, дорогие долгожители, будем праздновать Старый Новый год уже в ночь с 14 на 15 января, а Рождество — 8 января.
Lexxus, 27 октября 2008 

Пытка в форме ЕГЭ

 
Начну идалека. Помните, в Шварцевской «Золушке» описана вот такая игра:

— В фанты, — приказывает король. — В королевские фанты. Никаких фантов никто не отбирает, никто ничего не назначает, а что, ха-ха, король прикажет — то все, ха-ха, и делают.

Конечно, если подумать, у нас в стране в последнее время вообще все происходит в строгом соответствии с правилами этой незатейливой игры. Но с ЕГЭ это как-то особенно хорошо заметно.

15 октября прошло заседание коллегии Минобрнауки на тему «Об итогах проведения единого государственного экзамена в 2008 году и планах его организации в 2009 году». На нем Главная фурсенка всея Руси вбила, кажется, последний гвоздик в гробик российского среднего (а значит, и высшего) образования, авторитетно заявив:

ЕГЭ (ха-ха) — это лучший (ха-ха) инструмент оценки знаний учеников. Назад пути (ха-ха) нет. ЕГЭ будет реализован в том виде (ха-ха), в котором это было прописано в законе.

Нас не интересует, что без малого половина выпускников школ в прошлом году завалила либо русский, либо математику (а значит, по правилам, вступающим в силу со следующего года, сотни тысяч выпускников не получили бы аттестаты).

Нас не интересует, что теперь вместо прохождения программы учителя вынуждены натаскивать детей на решение этих идиотских заданий.

Нас не интересует, что абсолютное большинство учителей и директоров школ, преподавателей и ректоров вузов (за исключением тех, конечно, кто удачно присосался к этой системе) категорически против введения обязательного единого экзамена.

Нас не интересует, что вокруг ЕГЭ народилась целая индустрия — тебя подготовят к ЕГЭ, тебе решат ЕГЭ, тебе даже продадут самое настоящее свидетельство о сдаче ЕГЭ — за Ваши деньги любая прихоть.

И меньше всего нас интересует, что проводившийся последние 8 лет эксперимент по введению ЕГЭ противоречит Конституции РФ, в которой ясно сказано:

Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Ни у кого не спрашивали. Сотни тысяч выпускников просто взяли и превратили в лабораторных крысок. Что король прикажет, то все и делают.
Lexxus, 2 октября 2008 

Философский аспект списывания на экзаменах

 
Вот, граждане, такой вопрос: списывать — хорошо или плохо? Или даже вот так: что лучше, списывать или зубрить?

Преподаватели решают для себя этот вопрос однозначно: если застают студента за списыванием, то в самом лучшем случае лишают его источников информации, а как правило удаляют из аудитории с неудом, правильно?

А вот представим себе, что мы — работодатели, и нам нужен специалист (для простоты остановимся на технических специальностях: сисадмин, программист, электронщик и т.п.). Перед нами два кандидата с совершенно одинаковыми дипломами, но мы точно знаем, что один все честно учил, а другой при любой возможности не брезговал возможностью списать. Внимание, вопрос: при прочих равных условиях, кого из них вы возьмете на работу?

Я однозначно возьму того, который списывал. Ибо как, думаете, работает любой (ну, практически любой) специалист?
Думаете, нормальный электронщик знает наизусть распиновку AT42QT2160 и номенклатуру операционников Analog Devices?
А программисту совершенно необходимо наизусть знать синтаксис регулярных выражений, запроса ALTER TABLE в MySQL и алгоритм интерполяции кубическими сплайнами?
А конструктор авиадвигателей точно помнит усталостные характеристики стали ШХ-15 или, например, 38ХН3МФА?

Нет, ребята. Все они лезут в справочник, в книжку, в мануалы и прочие интернеты. И, представьте себе, постоянно списывают. И, кстати, что характерно, их за это никто и не думает лишать премии или увольнять. Более того, умение быстро и результативно рыться в хороших шпаргалках — далеко не самое последнее качество хорошего специалиста.

Я вообще очень мало профессий могу вспомнить, где действительно нужно именно знать все (или хотя бы почти все) «от и до». Больше всех в этом плане, наверное, не повезло медикам. Во всяком случае, я бы очень не хотел попасть на операционный стол к хирургу, который оперирует со справочником по анатомии в руке. В прочем, на операционный стол вообще попадать не хочется.
Lexxus, 28 сентября 2008 

День работников атомной промышленности

 
Может мы обидели кого-то зря,
Сбросив пару лишних мегатонн.
Посмотри как весело кипит земля,
Там где был когда-то Вашингтон.

Из распоряжения Государственного комитета обороны Союза ССР №2352сс «Об организации работ по урану», утвержденного председателем Совета Министров Союза ССР И. В. Сталиным 28 сентября 1942 года:

Обязать Академию наук СССР (акад. Иоффе) возобновить работы по исследованию осуществимости использования атомной энергии путём расщепления ядра урана и представить Государственному комитету обороны к 1 апреля 1943 года доклад о возможности создания урановой бомбы или уранового топлива...

Именно с этого распоряжения в СССР на государственном уровне начались работы по укрощению энергии атома (как в военных, так и в мирных целях).

Вот отрывок из выступления академика Виктора Никитовича Михайлова (наш завкаф, между прочим) на симпозиуме «Российская академия наук и первое испытание отечественного ядерного оружия», прошедшем в Москве в последних числах августа 1999 года:

Начиналось все скромно. В 1938 году была создана Комиссия по атомному ядру в Академии наук. Потом началась война, но руководство страны интересовалось положением дел в этой области. Я держу в руках распоряжение Сталина (насколько я понимаю, это как раз то самое, «Об организации...»), которым предписывалось Татарскому совнаркому предоставить с 15 октября 1942 года Академии наук СССР «помещение площадью 500 м2 для размещения лаборатории атомного ядра и жилую площадь для 10 научных сотрудников». Любопытно, что это распоряжение не было выполнено, так как «вмешалась» разведка, и ситуация резко изменилась... А дальше история А-бомбы начала стремительно развиваться. Произошли события столь масштабные и разносторонние, что даже в общих чертах описать их невозможно! Остается только удивляться, как в разрушенной страшной войной стране была создана мощная атомная промышленность, которая и позволила сохранить мир на планете до нынешнего дня.

В общем, в честь всего этого в 2005 году был учрежден профессиональный праздник работников атомной промышленности (не путать с Днем специалиста по ядерному обеспечению, который относится в основном к военным ядерщикам) — наиглавнейший праздник всех МИФИстов,

С чем вас и поздравляю!

P.S. Пользуясь случаем, шлю поносные лучи в адрес тех, кто поддержал и одобрил эксплуатацию студентов МИФИ на позавчерашнем росатомовском банкете.
Lexxus, 27 сентября 2008 

Об измученных совком

 
Итак, сегодня в Кремле состоялся праздник в честь послезавтрашнего Дня работников атомной промышленности. Как мы помним, в качестве обслуживающего персонала туда загнали студентов МИФИ.

Пока в соответствующей теме Корума собираются свидетельства «волонтеров», вернувшихся с этого мероприятия, обратимся к комментариям к новости на МИФИсте.ру за 21 сентября. Среди них встречаются поистине восхитительные экземпляры.

В основном, конечно, преобладает этакое старперское мстительное удовольствие, мол, ребята, вот мы были чмом, и вы побудьте:

23.09.2008 18:37:50
Не знаю, конечно, как там великие атомщики, и чего они хотят, а чего нет, но вы подняли бурю в стакане воды. Или ж это «звездная» лихорадка? Мы будучи студентами МГУ были тем самым обслуживающим персоналом и на Олимпиаде 80 и на фестивале в 1985. Что, кто-то умер что ли?! Акценты просто по другому расставили: не на обслугу, а на некоторый интерес к самому мероприятию. Не хотите — не ходите, что в истерику впадать-то...

25.09.2008 15:37:23
Дети, ну что вы так распереживались? Во все времена использовался бесплатный труд студентов — ваши родители и город мели на субботниках, и на овощных базах работали. Придется потерпеть и вам. Вы уже несколько дней ноете. Это не смертельно.

А вот еще, знаете ли, есть такой сорт людей, которые всегда «за». Непревзойденные мастера лизать жопу всевозможному начальству и мелко, но громко пакостить всем, кто осмеливается возражать:

25.09.2008 18:20:51
Так это ж юношеский максимализм в действии! Они себя представляют героями на баррикадах, борцами за права человека! Явно сказывается нехватка пионерского детства. Хочется им чего-то великого. А получается что-то истерическое.

И напоследок — тонкая игра на эмоциях с призывами к Разумному, Доброму и Вечному:

26.09.2008 14:24:56
...или посмотрите с другой стороны... Вы побываете в Кремле, увидите интересных людей, и поверьте люди работающие в Росатоме очень умные и великие трудоголики, особенно как вы их называете "шишки". Нет так же и наглых дядек в пиджаках. Все оч доброжелательны! А еще... очень часто в коридорах висят объявления с просьбой сдать кровь редкую и тд потому что люди болеют и переносят страшные химиотерапии(во время которых жить не хочется) Делайте добро, и не делайте из себя жертв, делайте добро с чистым сердцем оно к вам вернется.

Последний приведенный комментарий подписан «Вед. спец. Росатом». Остальные ораторы благоразумно решили совсем не подписываться. Что ж, в стаде имена не нужны.

Непосредственное освещение мероприятия со стороны отконвоированных туда «добровольцев» читайте скоро на МИФИсте.ру. Хамелеон как раз сейчас собирает материал для публикации.
Lexxus, 12 августа 2008 

Низшее образование

 
Семимильными шагами наша страна идет по пути всеобщего просвещения. Жаль, правда, что в обратном направлении.

Как выясняется, министр образования и (это, как же ее ... а!) науки Андрей Фурсенко подкинул президенту светлую мысль: мол, Дима, я тут подумал, а не позакрывать ли нам к чертям собачьим все (ну, или почти все) высшие учебные заведения? А то этих, которые с дипломами, развелось — не продохнуть.

Светлая голова Дмитрия Анатольевича, в которой подобная идейка тоже, видимо, болталась, рацпредложение незамедлительно одобрил.

Так что светлое будущее российского высшего образования выглядит теперь следующим образом. Все существующие на сегодняшний день вузы нашей необъятной поделят на три категории:
  1. Федеральные университеты — этих зверей со временем будет семь (по количеству федеральных округов). Пока их два (Южный и Сибирский), и вот-вот появится третий (Дальневосточный).
  2. Национальные университеты. Здесь уже забито место для МГУ, СПбГУ, МИСиС и МИФИ (да-да, МИФИ будет не ФЯУ, а НЯУ; разницы, в прочем, никакой). Причем «Комменсантъ» говорил, что указы об их магическом превращении в НУ президент собирался подписать 15 августа.
    Остальные члены этого элитного клуба будут определяться (по предложению все того же генератора идей Фурсенко) на конкурсной основе. Однако, их тоже планируют в общей сложности что-то в районе десятка оставить, а остальные перевести в следующую категорию.
  3. Путяги. Да, тут уже идет гениальная мысль самого президента: «Лучше хорошее ПТУ, чем плохой университет». Правда мысль эту он не развил и не придумал, каким заклинанием превратить плохой вуз не просто в путягу, а в хорошую путягу.
Судя по обзору прессы по этому вопросу за последнюю неделю, даже статус ПТУ или техникума обещается далеко не всем сегодняшним оплотам высшего образования. Остальные обещают просто закрыть — как непригодные в деле кования интеллектуального потенциала Родины.

Как-то, все-таки, прослеживается определенная общая тенденция, а вместе с ней — и некая параллель (далеко не я ее первым заметил, но все же):

Никаких печатных изданий. Самые простые радиопередачи. Надо отучить их мыслить. Никакого обязательного школьного образования. Надо понимать, что от грамотности русских, украинцев и всяких прочих только вред. Всегда найдется пара светлых голов, которые изыщут пути к изучению своей истории, потом придут к политическим выводам, которые в конце концов будут направлены против нас.

Между прочим, так говаривал сам Адольф Алоисович Шикльгрубер (известный широкой общественности под фамилией Гитлер).
[000] [010] [020] [030]

Кстати, эту страницу во всем мире сейчас отображает только твой монитор