Летопись МИФИ

кладезь чистой правды

17 октября
— отличный повод выпить. Ведь сегодня:
Международный день борьбы за ликвидацию нищеты
выпито 150 грамм

Как быстро
вы печатаете?
→ Пройти тест
→ Рейтинг
1. I'am Legend (648%)
2. Бикчураев Р... (638%)
3. Perfect Che... (623%)
Участвовали: 168505
Подпишись по RSS
Читать в Яндекс.Ленте
Рассылка на E-mail

rss2email
Архив
2009 [55]
2008 [179]
2007 [66]
2006 [24]
2005 [38]
2004 [27]
2003 [57]
2002 [5]

Рейтинг блогов
Вступить в клуб читателей

Рейтинг@Mail.ru

Add to Technorati Favorites
web counter
я тебя вижу

рейтинг страниц
поисковые запросы
<<позже [0] раньше>> 
Lexxus, 8 ноября 2008 

Преподавательский синдром

 
Каждый студент хоть раз да сталкивался с такой ситуацией: что-то осталось непонятным на лекции или семинаре, задаешь преподу вопрос — а он отвечает, мол, «да как это может быть непонятно, это же совершенно очевидно?!» А если и начинает объяснять, то делает это так, что перестаешь понимать и то, что раньше вроде бы не вызывало затруднений.

Знакомая проблема? Нет-нет, дело тут совсем не в зловредности преподавателя. Вполне вероятно, что он совершенно искренне хочет помочь студенту разобраться в материале. Но увы, он просто на это неспособен. Причем неспособен он не потому что еще не научился, а скорее потому что уже разучился.

То есть я вот о чем. Чтобы уметь хорошо и понятно объяснить, скажем, устройство полупроводникового диода, нужно всего-то ничего:
Во-первых, во всех деталях хорошо понимать самому, как эта хреновина устроена и работает;
Во-вторых (и об этом очень часто забывают), не менее хорошо понимать, как можно не понимать, как эта хреновина устроена и работает. И опять-таки во всех деталях.

С первым навыком все нормально: с опытом он сначала стабильно растет до необходимого уровня, а потом уж точно не падает. А вот со вторым все гораздо печальнее. Потому что, как правило, чем дольше ты «в теме», тем все хуже и хуже осознаешь, что знание, давно ставшее частью твоей жизни, может быть кому-то еще недоступно.

Так что на конкретный вопрос по теме прослушанной лекции или прочитанной методички идеально сможет ответить тот, кто сам для себя ответил на него относительно недавно и еще помнит, как именно он это сделал. То есть, такой же студент, как и ты, не страдающий «преподавательским синдромом». Или не сможет. Тут уж как повезет...

И бормочет Ответчик вопросы сам себе, верные вопросы, которые никто не может понять.
И как их понять?
Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать большую часть ответа.

Роберт Шекли, «Верный вопрос»
Lexxus, 22 октября 2008 

Матанализ

 
Клинический диагноз «матанализ» вошел в обиход практической психиатрии относительно недавно. Ранее даже самые опытные специалисты затруднялись охарактеризовать симптомы заболевания, в лучшем случае ошибочно диагностируя легкую форму шизофрении.

Больным матанализом действительно присущи многие патологии мышления и поведения, характерные для шизофрении. Приведем лишь некоторые из них:
  • Бредовые идеи. Весьма часто больные настойчиво пытаются «взять интеграл Лебега» или, скажем, «найти значение метрики Минковского», причем практически никогда не могут объяснить, кто все эти люди, зачем им нужны все эти странные предметы и где их, собственно, следует искать.
  • Дезорганизованная речь. Как правило, при прогрессирующем матанализе из речи больного пропадают почти все осмысленные слова, кроме предлогов и союзов. Их активно замещают абстрактные термины, вплоть до их полного доминирования в предложениях: «Разрывные функции могут быть интегрируемы, но могут и не быть; примером функции, не интегрируемой по Риману, является всюду разрывная функция Дирихле». Причем (что является характерным признаком матанализа) больные соглашаются с тем фактом, что все эти слова не несут предметного смысла и обозначают некие чисто умозрительные понятия.
  • Социальная изоляция и дисфория. Естественная неспособность окружающих осмыслить и принять идеи больного усугубляет его социальную дисфункцию. Часто больного матанализом можно застать в одиночестве, исписывающим огромное количество бумаги бессмысленными наборами символов
    (∀ε>0 ∃δ>0 ∀x∈M (0<|x-a|<δ) ⇒ |f(x)-A|<ε).
    При этом любые попытки отвлечь его от этого занятия, как правило, вызывают активную агрессию.
Однако, основным и наиболее опасным отличием матанализа от всех прочих психических расстройств является то, что болезни присущи черты инфекционного заболевания. Иначе говоря, существует реальная опасность заражения матанализом — как непосредственно от носителей заболевания, так и от письменных и печатных трудов, являющихся естественным продуктом жизнедеятельности некоторых тяжело больных.

Особенно осторожными следует быть студентам младших курсов технических ВУЗов (первая группа риска), регулярно контактирующим с больными в необратимой стадии заболевания. Впрочем, большинство студентов, переболев т.н. «ложным матанализом» в первые два года обучения, приобретают устойчивый иммунитет к матанализу, и в дальнейшем не подвержены этой опасной патологии.
Lexxus, 2 октября 2008 

Философский аспект списывания на экзаменах

 
Вот, граждане, такой вопрос: списывать — хорошо или плохо? Или даже вот так: что лучше, списывать или зубрить?

Преподаватели решают для себя этот вопрос однозначно: если застают студента за списыванием, то в самом лучшем случае лишают его источников информации, а как правило удаляют из аудитории с неудом, правильно?

А вот представим себе, что мы — работодатели, и нам нужен специалист (для простоты остановимся на технических специальностях: сисадмин, программист, электронщик и т.п.). Перед нами два кандидата с совершенно одинаковыми дипломами, но мы точно знаем, что один все честно учил, а другой при любой возможности не брезговал возможностью списать. Внимание, вопрос: при прочих равных условиях, кого из них вы возьмете на работу?

Я однозначно возьму того, который списывал. Ибо как, думаете, работает любой (ну, практически любой) специалист?
Думаете, нормальный электронщик знает наизусть распиновку AT42QT2160 и номенклатуру операционников Analog Devices?
А программисту совершенно необходимо наизусть знать синтаксис регулярных выражений, запроса ALTER TABLE в MySQL и алгоритм интерполяции кубическими сплайнами?
А конструктор авиадвигателей точно помнит усталостные характеристики стали ШХ-15 или, например, 38ХН3МФА?

Нет, ребята. Все они лезут в справочник, в книжку, в мануалы и прочие интернеты. И, представьте себе, постоянно списывают. И, кстати, что характерно, их за это никто и не думает лишать премии или увольнять. Более того, умение быстро и результативно рыться в хороших шпаргалках — далеко не самое последнее качество хорошего специалиста.

Я вообще очень мало профессий могу вспомнить, где действительно нужно именно знать все (или хотя бы почти все) «от и до». Больше всех в этом плане, наверное, не повезло медикам. Во всяком случае, я бы очень не хотел попасть на операционный стол к хирургу, который оперирует со справочником по анатомии в руке. В прочем, на операционный стол вообще попадать не хочется.
Lexxus, 2 сентября 2008 

FAQ по лабам по физике

 
Для рядового первокурсника, пожалуй, самый непривычный вид деятельности, с которым он сталкивается в МИФИ, — это физический практикум. То есть Лабы.

Так вот, к каждой лабе нужно подготовиться, затем получить допуск к выполнению, выполнить и сдать. Все просто. А, ну и еще на этапе выполнения необходимо заставить работать Технику:

Приборчеги

К счастью, инкогнитивный преподаватель палаты, простите, кафедры №6, работающий под творческим псевдонимом lamen, оказался чуть более многословным и составил


Некоторыми рекомендациями (и даже «категорическими запретами»), конечно, местами можно пренебречь, но это очень сильно зависит от специфики конкретного преподавателя.

Тема физического практикума будет окончательно раскрыта, если также ознакомиться со следующими материалами:
Lexxus, 25 августа 2008 

Особенности МИФИческого расписания

 
Из года в год каждый первокурсник МИФИ хотя бы один (и в большинстве случаев единственный) раз задается вопросом: «А чо это за косые черточки в расписании?»

Расписание МИФИ

Так вот, если в расписании вашей группы встречаются вот такие косые черточки, главное — без паники. Не вы первые, не вы последние.

Просто у нас в МИФИ расписание составляется не на неделю, а на две. То, что над косой чертой, — будет по нечетным неделям (то есть в первую, третью и т.д.). Соответственно, то, что под — по четным.

В этом году вам, дорогие первокурсники, сильно повезло: 1 сентября выпало на понедельник, а значит у мифистов, как и у всех нормальных людей, неделя в этом семестре будет начинаться с понедельника. Но начало семестра может выпасть и на любой другой день недели (скажем, четверг), и тогда часть календарной недели будет четная, а часть — нечетная. Будьте предельно внимательны :)
Lexxus, 30 марта 2008 

Государство поддержит. Только вот кого?

 
Радостная новость! В число 112 ВУЗов, подавших заявки на участие в эксперименте по господдержке предоставления образовательных кредитов студентам, вошел и наш родной МИФИ.

Ну, то есть, скажем, студент может поступить в институт на платную форму обучения, взяв кредит в банке не более чем под 10% годовых, а государство, стало быть, его еще как-то поддержит, так? Не совсем. Точнее, совсем не так.

Порядок проведения этого чудо-эксперимента по господдержке регулируется документом с длиннющим названием «Положение о порядке проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию» (утв. постановлением Правительства РФ от 23 августа 2007 г. N 534).

Так вот, на скрижалях с этим документом высечены следующие строки:

«поручитель» — юридическое лицо, срок деятельности которого составляет не менее 3 лет, с удовлетворительными результатами финансово-хозяйственной деятельности, подтвержденными аудиторскими заключениями по результатам проверки его деятельности, которое в соответствии с договором поручительства обязуется перед банком - участником эксперимента отвечать за исполнение заемщиком его обязательств по договору образовательного кредита [...]

Поясняю: во-первых, тебе, мой юный будущий заемщик, нужен поручитель, причем папа-мама не катят, а нужно самое что ни на есть юридическое лицо, которое готово не только нести за тебя ответственность, но и пройти ради тебя аудиторскую проверку.

Едем дальше.

максимальный размер государственной поддержки [...] определяется как 10 процентов всей суммы предоставленных образовательных кредитов

Так, значит 10% от суммы кредита. Негусто, откровенно говоря. То есть если, скажем, обучение стоит 1000 у.е. за семестр, а семестров 12, то надо брать 12000 у.е.. Учитывая то, что по программе предоставления кредита заемщику предоставляется отсрочка по погашению основного долга и выплате процентов (льготный период) на весь срок обучения в вузе и дополнительно 3 месяца (грубо говоря, 6 лет), к моменту начала погашения мы будем иметь (берем ставку 10%)
12000×(1.1)6 = 21260 у.е долга.

Из этих денег государство поможет в размере 10% от суммы кредита, то есть 1200 у.е, что составляет 5.6% от нашего долга (а ведь потом еще проценты набегут). Ну, с паршивой овцы, как говорится... Подожди, мой юный заемщик. Государство, конечно, поможет, но вот только не тебе. Слушай сюда:

Государственная поддержка предоставляется поручителям в следующем порядке:
а) поручитель вправе обратиться за возмещением части его расходов в случаях, когда поручитель исполнил перед банками - участниками эксперимента обязательства заемщиков в соответствии с договорами поручительства, а заемщики, в свою очередь, не исполняют свои обязательства перед поручителем;

Итак, государство поможет не тебе, заемщик, а твоему сердобольному поручителю, и то только в том случае, если ты куда-то свалил, а тот выплатил за тебя твой долг. Ну, а если ты сам свой долг выплачиваешь, то забудь, дружище даже слово такое — «господдержка».

Вот как-то так у нас все...
Lexxus, 14 февраля 2008 

Год инженерства

 
Сегодня, 14 февраля 2008 года исполняется ровно 1 год с того памятного дня, когда первые семеро из тогдашней группы А12-08 МИФИ все как один защитили свои дипломные проекты и по факту этого знаменательного события превратились из обычных студентов в самых настоящих инженеров-физиков!
Lexxus, 4 февраля 2008 

МИФИ делает из тебя человека

 
Сегодня добавил новый тип индикатора образованности — на этот раз специально для МИФИстов. МИФИ же из кого угодно человека сделает, как бы подопытный ни сопротивлялся. Процесс этот обычно длится немногим более 2000 дней, и за его ходом теперь тоже можно наблюдать. Так, например, кнопка будет выглядеть для любого нынешнего МИФИста-первокурсника:

Качаю образование

Если кто-то уже получил ранее индикатор, то чтобы получить этот, необязательно регистрироваться заново. Достаточно на этой странице ввести свои старые логин и пароль и поменять выбранное значение первого выпадающего списка на «высшее (в МИФИ!)», а затем нажать на кнопку «Получить индикатор». После этого, где бы вы до этого ни разместили старую кнопку, она будет выглядеть по-новому.

Ну, и конечно же, никто не запрещает создать новый аккаунт и иметь две разных кнопки одновременно.
Lexxus, 1 февраля 2008 

Скачай высшее образование!

 
Вот поступаешь в институт... И учишься-учишься, учишься-учишься, и думаешь: «Ну когда же, наконец, это все закончится?» Прямо как в старые добрые времена, когда качали из инета, скажем, mp3, по модему на скорости 14400 кбит/с... И медитировали над прогресс-баром.

Так вот, теперь у каждого студента (и даже школьника) есть возможность помедитировать над прогресс-баром своего высшего (или, соответственно, среднего) образования! Вот, например, студент, поступивший в 2005-м году и защищающий диплом в июне 2010-го, может помедитировать вот над этим:


На странице настройки можно указать свои данные и получить индивидуальный индикатор, который затем можно легко разместить на своем сайте, блоге или в профиле на своем любимом форуме (для этого приводятся соответствующие HTML и BB-коды).

Пока предлагается только одна разновидность индикатора, но совсем скоро появится возможность выбирать цветовую палитру, размеры и фоновый рисунок. Изменить вид ранее полученного индикатора можно будет в любое время: для этого нужно всего лишь не забыть логин и пароль, использованные при его получении.
Lexxus, 23 января 2008 

Дрессировка преподов. Часть 1

 
О чем не задумываются студенты


Учеба не ладится? Вроде, все учишь, даже что-то понимаешь, задачи все решаешь, стараешься... А сессия — c двойки на тройку? Пора начать дрессировать преподов!

Для большинства преподавателей МИФИ (да и, думаю, всех прочих ВУЗов) ты — всего лишь один из тысяч студентов, прошедших через них. И любой препод, естественно, относится к тебе как к среднему студенту. А средний студент для среднего преподавателя любого предмета просто непроходимо туп. И если ты сидишь на лекциях где-то сзади, не задаешь никаких вопросов и вообще не попадаешься преподу на глаза на протяжении всего семестра, то таким ты и останешься в его глазах. И не важно, насколько хорошо ты писал конспекты, решал задачи на семинарах и понимал материал.

Ты приходишь на экзамен, тянешь билет, готовишься, затем идешь отвечать. И у тебя максимум минут 10-20, чтобы доказать самую главную теорему курса, а именно — что ты не верблюд. Иначе говоря, кардинально изменить мнение о себе. Неудивительно, что это очень редко кому удается.

Ведь преподаватель, кстати, (во, точно!) прежде всего все-таки человек. Человек, который каждые полгода десятки раз видит перед собой студентов, едва ли способных в точности воспроизвести то, что только что написали по заготовленной заранее шпаргалке. А ты, мой умный друг — один из них. Ты подходишь к нему одним из них и начинаешь отвечать тоже одним из них. И думает он совсем не о том, что ты вроде пока все говоришь правильно, а примерно следующее: «... еще один красавец зазубрил страницу учебника, как они задолбали...» И, надо сказать, думает он так не потому, что твои смышленые глаза ему не нравятся (хотя бывает и такое), а потому, что обычно в таких суждениях оказывается прав.

И, поверь мне, будь ты хоть семи пядей во лбу, преподаватель в 99.9% случаев предмет знает все же лучше, чем ты, и с легкостью выявит пробелы в твоих казавшихся такими блестящими знаниях.

Поэтому бить надо наверняка. Установи контакт с преподавателем заранее. Нет, ты не понял. Совсем не обязательно для этого бежать к нему с шампанским и букетом роз, лезть целоваться и тому подобное. Это, конечно, тоже может прокатить, если ты — молодой атлетично сложенный юноша, а он — симпатичная аспирантка. Как ни печально, подход этот крайне не универсален, тем более что большинство наших преподавателей — люди преимущественно мужского пола и возраста, который уже мало кто может назвать даже средним. Фактически, все, что от тебя требуется — это выделиться на фоне общей массы. Стать узнаваемым для преподавателя. Он при этом совсем не обязательно должен помнить, как тебя зовут и даже из какой ты группы (если речь идет о лекторе), но при виде тебя он должен вспомнить, например, следующее:
  • Ты часто (или даже всегда) сидишь за первой (ну, ладно, хотя бы за второй) партой.
  • Пару раз на перемене или после лекции именно ты подходил и задавал вопросы по текущей теме или (что еще лучше) по связанной с курсом, но сторонней проблеме (и это были не совсем тупые вопросы!).
  • Когда он однажды сделал глупую ошибку в записи формулы на доске, именно ты обратил на себя его внимание и указал на нее (и это, действительно, он ошибся, а не ты лоханулся). Кстати, все мы люди, и такие ситуации бывают достаточно часто.
Короче, тебя (конкретно тебя) должны помнить, причем с положительной стороны. И если лично тебя препод не знает, он будет судить о тебе по опыту общения со всей остальной безмозглостью. Отношение — соответствующее.

Скажешь, что так делают только ботанистического вида очкарики? Ну, дык, они и учатся, как правило, лучше. И чем лучше они учатся, тем... тем лучше они учатся! Потому что, как я уже сказал, преподаватель — он прежде всего человек. Человек, который строит свое отношение к каждому студенту на основании личного опыта. А интеллигентный молодой человек в очках и поношенном костюмчике, в прошлом году так хорошо на экзамене отвечал!.. Нет, я не советую тебе срочно купить очки. Хотя, кстати, ядовито-зеленый ирокез и пирсинг в бровях в учебе точно не помогут, а помешать — очень даже способны. Стереотипы — сильная вещь, как ни крути.

Так что к моменту экзамена преподаватель уже должен отличать тебя от нуля. Но ты сам должен научить его этому. Это в любом случае гораздо легче, чем потом бегать по пересдачам.
[000] [010] [020] [030] [040] [050] [060] [070] [080] [090] [100] [110] [120] [130] [140]

Кстати, эту страницу во всем мире сейчас отображает только твой монитор